| Основные разделы |
| |
|
|
Гусь-Хрустальный – русский ХрустальградГород Гусь Хрустальный основан в 1756 г. владельцами мануфактуры по выпуску стекла и хрусталя, купцами Мальцовыми. В это время «по высочайшему повелению» было предписано перенести вредные производства их Москвы и Санкт-Петербурга за их пределы.
Мальцовы, выбирая новое место для продолжения работы, остановились в Мещерском крае, близ Владимира. В этих местах были качественный песок, глина, необходимые для стекольного дела. Вскоре были возведены первые строения мануфактуры. Проявляя заботу о кадрах, хозяева стремились к тому, чтобы мастера и рабочие имели жилье. Это были не бараки, а добротные красочные кирпичные дома. Более половины из них сохранились до наших дней и даже пользуются большим спросом на современном рынке недвижимости. Так появился поселок, получивший название местной реки – Гусь. По легенде, один из купцов решил добавить к нему слово «хрустальный», «чтобы знали, чем мы занимаемся».
Будучи в разы моложе других городов Северо-Восточной Руси, сейчас этот город входит в состав Золотого Кольца. Это объясняется тем, что сюда приезжают специально, чтобы увидеть « что такое настоящий хрусталь», прикоснуться к удивительному искусству стеклодувов.
Наряду с производством дорогих, эксклюзивных, высокохудожественных хрустальных изделий, новый завод выпускал и продукцию массового назначения из стекла. Все это позволяло предприятию быть конкурентоспособным на отечественном и мировом рынках. Через сто лет после своего основания, завод получил право изображать государственный герб России на изделиях собственного производства.
В советский период, в пору большого спроса на хрусталь, предприятие получило широкую известность. В настоящее время количество выпускаемой продукции значительно уменьшилось, но по-прежнему актуальна ставка на ее высочайшее качество. Большая часть ассортимента – это изделия ручной работы, являющие собой истинные произведения искусства. Самые изумительные и необычные из них собраны в Музее хрусталя, воскрешая перед нами исторические традиции различных государств и эпох.
Этот уникальный музей расположен в здании, где ранее находился Георгиевский собор, возведенный в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии художеств Л.Н. Бенуа. В оформлении фасада здания использованы самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Очень изящно смотрится крыльцо с резными столбиками, с наличниками окон, порталами и изразцами. Необычное сочетание оранжевого кирпича с белокаменной отделкой придает постройке утонченность и нарядность. В 1920 г. новой властью было решено убрать три купола и шатровую колокольню. Но, к счастью, внутреннее убранство здания не слишком пострадало. Каждый входящий попадает в открытое пространство с продольными рядами колоннад, выполненных из черного лабрадорита. Эти колоннады, по-особому, строго оттеняют белоснежные стены, что придает интерьеру необычность и очарование.
Вдоль стен и в центре зала выставлены образцы многочисленных хрустальных изделий. С левой стороны – изделия 18-19 вв., представленные необычайным множеством технологий их изготовления. Суть исполнения этих технологий таит в себе секреты получения бесцветного и цветного хрусталя. Это достигается путем особого применения определенных добавок и специальной обработки, которые позволяют превращать прозрачную массу в подобие алмазных граней, искрящихся разноцветьями.
В отличие от европейских производителей, в Гусь-Хрустальном выпускают один из наиболее дорогих, ценных видов хрусталя – с добавкой из оксида свинца. Вообще, мало кто знает, что хрусталь был изобретен в результате экспериментов алхимиков, стремящихся создать из стекла бриллианты. Использование различных ингредиентов позволяет получить не только прозрачные, цветные изделия, но и своеобразную имитацию металла с красивой чеканкой ли россыпью драгоценных камней. Подобные хрустальные шедевры изготавливались по персональному заказу для персидской знати и стран Востока.
Здесь не забыты хрустальные произведения, которые были так любимы советскими людьми. Среди них штоф с рюмочкой вместо крышки, сервиз «Рябинка», ваза «Салют», пользовавшиеся ажиотажным спросом. В музее присутствуют авторские работы «гусевских» мастеров. Например, композиция « Адам и Ева», «Восточные мотивы», «Китежград». Очень нежно, хрупко, утонченно выглядят композиции из хрустальных цветов. В огромной сложной композиции современные стеклодувы демонстрируют свое искусное мастерство и неуемную фантазию.
Следует отличать изделия из хрусталя ручной работы от обычной заводской штамповки. Это возможно при внимательном осмотре техники исполнения. При ручной работе изделия не могут выглядеть совершенно одинаково. Они должны незначительно отличаться по толщине и рисунку, который невозможно выполнить миллиметр в миллиметр.
Поездка в город Гусь–Хрустальный запоминается надолго и оставляет яркие впечатления от встречи с уникальным старинным искусством.
|
|
|